Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество15 августа 2014 11:40

Панамский канал отмечает столетие прохождения первого судна

Из-за засухи канал могут закрыть для больших кораблей
Панамский канал отмечает столетие прохождения первого судна

Панамский канал отмечает столетие прохождения первого судна

Фото: REUTERS

15 августа 1914 года, когда в Европе начиналась Первая мировая война, на другом конце света состоялось не менее важное событие – по Панамскому каналу прошел первый корабль.

Событие это действительно было мирового значения. Панамский канал позволил сократить морской путь из Сан-Франциско в Нью-Йорк в 2,5 раза: с 22,5 тысяч до 9,5 тысяч километров и не зря считался многими одним из семи чудес света. Он сохраняет свое значение и сейчас, спустя столетие. Достаточно сказать, что через канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны, проходит 5% мировой торговли.

Длина этого уникального даже сейчас инженерного сооружения составляет 77 километров. Две системы шлюзов шириной 33,5 метра в начале и конце пути поднимают и опускают суда на 26 метров над уровнем моря.

Строительство канала затянулось на треть века, правда, с 15-летним перерывом. Рыть его начали в 1881 году французские инженеры. Работа продвигалась очень медленно и сопровождалась множеством больших и малых трудностей и проблем. Среди них было и банкротство строительной компании, получившее название «Панамская афера», и высокая смертность среди рабочих, составившая 22 тысячи человек. Пришлось даже временно останавливать проект. Строительство возобновили в 1904 году новые подрядчики - американцы.

О значимости Панамского канала говорит даже то, что само государство Панама появилось на карте в 1903 году и было во многом создано именно для «обслуживания» канала. Территория канала сначала принадлежала Колумбии, затем Франции, США и наконец с 1999 года - Панаме.

Приблизительное время прохождения канала составляет от 20 до 30 часов. Пропускная способность с годами сильно выросла. Если в 1914 году он пропустил 1 тысячу кораблей, то в 2008 году - 14702. Всего же к 2008 году через Панамский канал прошли более 815 тыс. кораблей.

Столетний юбилей Панамского канала получился не очень веселым. Срок окончания очень важных работ по расширению канала неоднократно переносился. Новые шлюзы длиной 427 и шириной 55 м позволят увеличить размеры проходящих кораблей до 49 м в ширину и 366 м в длину и будут введены в действие не раньше первого квартала 2016 года, то есть на полтора года позднее первоначальной даты.

Не позволяет в полной мере отметить столетие канала и природа. В Центральной Америке сейчас сильнейшая за много десятилетий засуха, сообщает Би-би-си. Уровень воды в озерах Гатун и Алахуэла, дающих воду для канала, низкий. Последняя надежда, по словам директора Администрации Панамского канала Хорхе Куиджано, на сезон дождей, который в Панаме обычно длится с октября по декабрь, но в прошлом году осенние дожди оказались самыми слабыми за всю столетнюю историю существования канала. Возможность повторения прошлогодней засухи очень высока. Если ничего не изменится, то в конце этого – начале следующего года Панамский канал закроют для крупнотоннажных кораблей.

Омрачило юбилей и известие о том, что Панамский канал скоро потеряет свою эксклюзивность. В Никарагуа между двумя океанами будет прорыт еще один канал, который станет конкурентом Панамского.