Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Дом. Семья20 августа 2016 23:21

Почему ребенок не хочет в школу?

Разбираем с психологом основные страхи и проблемы детей - от первоклашек до старшеклассников - из-за которых школа не кажется "вторым домом"

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Скоро в школу. У кого-то эти слова вызывают радость - встреча с друзьями, интересные уроки, учителя любимые. Но у многих детей ближе к 1 сентября начинается депрессия - опять рано вставать, опять проклятые уроки вместо гуляния, и опять будут дразнить очкариком... "Не хочу в школу!" - может сказать и старшеклассник, и первоклашка. Почему так, и что с этим делать, обсуждаем со школьным психологом Татьяной Малютиной.

Если чувствуете, что ребенок ближе к 1 сентября загрустил, или слышите "не хочу в школу", обязательно узнайте, в чем проблема?

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Проблема 1: Страх перед новым, неизвестным

Чаще он встречается у "несадовских", домашних детей. Их пугает, что теперь мамы не будет рядом, что придется общаться с незнакомыми людьми, что ребята в классе не будут дружить, некоторые малыши боятся ходить в туалет, боятся потеряться в коридорах.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

- Рассказывать, показывать, обсуждать. Расскажите, что в детстве тоже боялись идти в школу, вспомните, что именно вас пугало, вспомните пару историй. Главное, чтобы все ваши рассказы были с хэппи-эндом, чтобы ребенок понял, что ничего страшного в этом нет, и что все будет хорошо.

- Многие психологи не рекомендуют приводить детей в школу в последние дни августа. Вроде как, ребенок лишается ощущения праздника 1 сентября, да и пустые коридоры и классы могут напугать. Это утверждение очень спорное. Потому что именно поход в школу, экскурсия по классам, коридорам, туалетам избавит малыша от страха перед неизвестностью. А еще в последние дни августа в школу часто заходят ученики - второго, третьего классов, да и старшеклассники. Вы можете поговорить с ними при ребенке, познакомить своего первоклашку с теми, кто здесь учится, пусть они расскажут, как им нравятся уроки и учителя, как много друзей они нашли здесь.

Проблема 2: Негативный опыт

Малыш уже ходил на подготовку, или уже прошел через первый класс, и все скалыдвалось непросто. Его дразнили, учение давалось с трудом, с учителем были конфликты. И повторения всего этого ужаса ребенок боится.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Уговаривать. Обсуждать. Объяснять.

Если у малыша был конфликт с учителем, не говорите, что учитель плохой. Учитель для первоклашки - это первый представитель взрослого мира. И общаясь с ним, ребенок налаживает отношения с миром больших. Так что постарайтесь адекватно посмотреть на ситуацию, понять, кто прав, кто виноват, рассудить и объяснить. Если учитель действительно не прав, записывайте ребенка не в его класс, а в параллельный.

Если конфликт был со сверстниками, то разберите его, объясните, что к чему и научите ребенка решать конфликты. Вы всегда на его стороне, он может на вас рассчитывать, но разбираться с одноклассниками ему придется самому. И ваша задача объяснить, как договариваться, чтобы всем было хорошо. Школьный психолог тоже может помочь. Спросите у него совета.

Проблема 3: У меня не получится

У дошкольников и младших школьников эта проблема растет из раннего детства, когда они настаивали: "Я сам!", а мамы-папы отвечали: "Ты не сможешь, я сделаю быстрее!" Страх может посещать и подросших школьников, ведь ребята хотят дружить с теми, кто хорошо учится, интереснее с теми, кто больше знает. А вдруг он не сможет хорошо учиться, и с ним не захотят дружить?

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Хвалите (только объективно), подбадривайте. Почаще вспоминайте моменты, когда у ребенка все получилось, когда он был героем. Радуйтесь успехам своего ученика, оценивайте продвижения. И давайте побольше самостоятельности, доверяйте важные задания.

ПОДРОСТКИ

Проблема старшекласника 1: Не хочу учиться!

И это не потому, что он хочет жениться. Нет, он может просто не понимать, зачем ему все это? Он решает примеры, изучает явления на физике, переливает цветные жидкости на химии, смотрит в микроскоп, но понятия не имеет, зачем все это?

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Вам нужно привязать учебные предметы к жизни. Находите физику, химию, географию и биологию во всем. Сводите школьника в музеи, на познавательные экскурсии, устройте экспедицию. Гуляя в парке, можно составить его карту. Благодарите ребенка, если он помог вам перевести что-то с английского. Предложите ему поучаствовать в каких-нибудь конкурсах.

Проблема старшеклассника 2: Не интересно

У ребенка нет мотивации. Ему просто не интересно.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Проведите "ревизию": чем он интересуется в жизни? Компьютером? Направьте это увлечение в полезное русло. Старшеклассник может делать несложные задания для вашей работы, например. А вы будете приносить ему небольшой, но заработок.

Если ребенок ничем не интересуется, задумайтесь. А вы чем интересуетесь? Мама и папа - лучший пример, и если вы сами проводите свободное от работы время лежа без движения у телевизора, то ребенку сложно быть живым и интересующимся.

Поговорите откровенно, чего хочет ваш школьник, кем он видит себя в жизни. Опять же вам очень поможет разговор со школьным психологом.

ТАК НЕ НАДО!

Никогда не запугивайте неудачами: "Не будешь учиться, станешь дворником!"

Проблема старшеклассника 3: Разбитое сердце

Была любовь. Не сложилось. И видеть объект, разбивший сердце, нет никакого желания.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Не смеяться! Это очень серьезно! Разговаривайте по душам, будьте рядом, будьте терпеливы. Ребенок может попросить вас перевести его в другую школу, но это лишнее. Объясните, что все изменится со временем, появится новое счастье, и нужно идти навстречу новым чувствам, а не сбегать каждый раз, когда что-то не удалось.

Проблема старшеклассника 4: Конфликт с одноклассниками и учителями.

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Учиться разрешать конфликты. Ваша задача - быть рядом с ребенком, адекватно оценить ситуацию и объяснить, что происходит. Ребенок может обижаться просто потому, что сейчас его подростковая кровь кипит, и ему кажется, что весь мир против него. Но все подростки - борцы за справедливость, а, значит, ваши объективные аргументы смогут его убедить.

Если же учитель действительно не прав, беседуйте с ним, обращайтесь к школьному психологу, и в крайнем случае решайте вопрос с администрацией школы.