Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Экономика1 октября 2014 10:00

Альфа-Банк провел AlfaCamp

Придумать - легко, реализовать - трудно
Михаил ГОРШКОВ
АльфаКэмп – тот самый случай, когда коллективный разум если и не творит чудеса, то расширяет границы  мира.

АльфаКэмп – тот самый случай, когда коллективный разум если и не творит чудеса, то расширяет границы мира.

Где создавались проекты

С 18 августа до 26 сентября в Москве прошел первый в России 5-ти недельный Кэмп финансово-технологических проектов AlfaCamp - программа поиска и развития стартапов, использующих банковские технологи. Проект состоялся при поддержке одного из лидеров платежной индустрии компании Visa. За 6 недель интенсивной программы участники создали востребованные сервисы в области финансовых технологий. По итогам программы лучшие команды предложения об инвестициях на доработку и развитие своего проекта от Альфа-Банка, Visa и партнеров AlfaCamp - частными венчурными инвесторами и фондами.

Главным результатом программы для Альфа-Банка и Visa стало появление технологических проектов, интегрированных с технологиями банка и востребованных рынком, в том числе платежной индустрией.

Для участия в AlfaCamp было прислано более 350 заявок и проектов, половина из которых были представлены специалистами из Москвы, а вторая половина разработчиками из других регионов России. Среди участников AlfaCamp – мобильные разработчики, специалисты по обработке «больших данных», проектировщики интерфейсов, предприниматели, в том числе с опытом создания и продажи нескольких бизнесов. Заявки поступали от выпускников мировых ВУЗов, включая Гарвард, и от ученых, включая кандидатов наук, а также участников инкубаторов, акселераторов и специализированных учебных программ таких как ФРИИ, Яндекс Стартап Кемп, Школа анализа данных Яндекса.

Каждую пятницу программисты презентовали свои проекты.

Каждую пятницу программисты презентовали свои проекты.

Помимо отдельных специалистов на AlfaCamp подали заявки руководители команд разработчиков и уже существующих бизнесов, в том числе проектов с количеством активных пользователей в сотни тысяч в месяц, заинтересованных в интеграции с банковскими технологиями.

Участие в программе было бесплатное. Жителям регионов спонсировалось проживание и стипендия в размере 15 тысяч рублей. Стипендии начислялись на карты Visa уникального дизайна, выпущенные ограниченным тиражом исключительно для участников этого мероприятия.

AlfaCamp проводился в специально выделенном под программу помещении в центре Москвы, где команды смогли работать в течение 6 недель. Пространство для работы было разбито на отдельные помещения, чтобы команды могли сфокусироваться на своих проектах. В программе AlfaCamp были предусмотрены ежедневные лекции и тренинги, а также встречи с экспертами и менторами Visa и Альфа-Банка, помогающие участникам с разным уровнем готовности проектов показать максимальный прогресс за время мероприятия. Ежедневно с командами проводилась методологическая работа, чтобы помочь командам избежать ошибок при разработке проекта и его запуске. Каждую пятницу в Альфа-Лаборатории проходили демо-дни – участники презентовали свои проекты, обсуждали их с коллегами, получали экспертную оценку. И, в зависимости от вердикта, либо продолжали двигать проект по намеченной колее, либо меняли направление, либо выбывали из участия.

Одно из главных достижений кэмпа  - живое общение.

Одно из главных достижений кэмпа - живое общение.

Шесть недель в поиске истины, коллективный труд с утра и до позднего вечера. Работа участников AlfaCamp не ограничивалась кэмпом: на закрытой странице в фейсбуке ребята обсуждали идеи, дискутировали, предлагали решение проблемных моментов.

За шесть недель отсеялась примерно половина проектов, но из AlfaCamp ушли единицы. Многие команды начали сотрудничать друг с другом: те, чей проектне прошел очередной этап, примыкали к оставшимся и продолжать коллективную работу. И ни разу за 6 недель здесь не прозвучало слово «конкуренция». Были похожие проекты, но команды объединялись, работали вместе, и в итоге все оказались в выигрыше.

Горящие глаза и светлые идеи

- В первые дни, когда участники рассказали о своих идеях, у нас возникло желание оставить две-три команды, а остальных отсеять. Большинство проектов были фантазиями школьников на тему «как заработать деньги», - поделился своими впечатлениями куратор AlfaCamp руководитель направления Дмитрий Козлов, - Ребята не проводили исследование рынка, не понимали, как работают финансовые институты. Были идеи и горящие глаза, но не было опоры на финансовые реалии и технологии. По сути, у них был конструктор Лего, из которого легко собрать модель автомобиля, а они с этим набором хотели создать настоящую машину. Задор у многих был такой: соберем, молоточком подрихтуем - и будет ездить!

А спуститься с небес на землю им помогли эксперты, которых Альфа-Банк пригласил на кэмп и дал его участникам возможность получать информацию из первоисточников. Каждый день в AlfaCamp работали эксперты из банка, финансисты, технологи, юристы, а также бизнесмены, чьи идеи превратились в прибыльное дело. Три недели из шести они нескончаемым потоком шли на кэмп, и общение с ними нередко продолжались до самой ночи. Эксперты были нарасхват, и ни один из них не просидел без дела в уголке ни минуты.

С небес – на землю

Общаясь с экспертами, ребята начали понимать финансовые технологии, как работает банк и финансовая сфера. Многие поняли, что направление, которое они выбрали, ведет в тупик. Например, один участник хотел создать сервис по приему банковской карты на мобильный телефон без использования дополнительных устройств. Эта светлая идея была бы интересна, если бы не было многих факторов, связанных с безопасностью, текущим состоянием рынка и тому подобных «подводных камней». Проходя через эти «тернии», участник три раза менял свое направление и в конце концов пришел к тому варианту сервиса, который перспективен и жизнеспособен - производить верификацию с помощью доступного «железного» носителя, например, того же телефона.

- Идея пришлась по душе потенциальным клиентам, и если он ее с нашей или чьей-то помощью сможет вытянуть, то на рынке это будет «взрывная» программа, - рассказал Дмитрий Козлов, -С каждой новой демо-пятницей мы видели все больше хороших, жизнеспособных проектов. Сначала они казались гадкими утятами, но со временем превратились в прекрасных лебедей. Важно, что на кэмпе команды получили вектор движения, необходимую информацию и очень хорошую экспертизу.

В Альфа-Лаборатории  - всегда дружеская атмосфера.

В Альфа-Лаборатории - всегда дружеская атмосфера.

Эксперты, которые каждый день работали с участниками кэмпа, говорили им: вы должны выйти в город и пообщаться с пользователями. Ребята выходили «в поля», чтобы узнать – востребована их идея, или нет. Вовремя одного из таких выходов произошел интересный случай. В одной из торговых точек ребята предложили ее владельцу свой сервис. А тот вдруг говорит: вы про AlfaCamp слышали? Я на него заявлялся с этой идеей – не приняли. Организаторы кэмпа, узнав об этом, стали проверять, и действительно, обнаружили заявку. А не попал ее автор на кэмп только потому, что слишком неявно описал свой проект – не понятно было, в чем суть идеи, как и где она может работать.

Кстати, много проектов, над которыми работали участники AlfaCamp - это варианты уже действующих сервисов. Но было среди них парочка таких, которых на рынке нет, и их до сих пор никто не делал.

- Был проект, который после первой демонстрации вызвал недоумение, очень уж было похоже на обман– так все гладко у них выходило. Но оказалось, очень хорошая идея. И ребята очень пробивные. Каждый день подходили ко мне: «нам нужно это, нам с нужно с такими-то экспертами поговорить». Засиживались до полуночи, а накануне демо-дня после закрытия кэмпа они ушли в ближайшее кафе с wiFi и там чуть ли не до утра сидели, что-то программировали, - вспоминает Дмитрий Козлов, - Мы увидели, что все ребята приехали сюда для того, чтобы что-то сделать, а не просто побывать. Можно отучиться, а можно научиться, и вот именно для этого они и пришли на кэмп. Для меня главный критерий нашей работы – отзыв Питера Берга из VISA, который признался, что бывал на многих кэмпах, но у нас - один из лучших.

Реклама