АльфаКэмп – тот самый случай, когда коллективный разум если и не творит чудеса, то расширяет границы мира.
Где создавались проекты
С 18 августа до 26 сентября в Москве прошел первый в России 5-ти недельный Кэмп финансово-технологических проектов AlfaCamp - программа поиска и развития стартапов, использующих банковские технологи. Проект состоялся при поддержке одного из лидеров платежной индустрии компании Visa. За 6 недель интенсивной программы участники создали востребованные сервисы в области финансовых технологий. По итогам программы лучшие команды предложения об инвестициях на доработку и развитие своего проекта от Альфа-Банка, Visa и партнеров AlfaCamp - частными венчурными инвесторами и фондами.
Главным результатом программы для Альфа-Банка и Visa стало появление технологических проектов, интегрированных с технологиями банка и востребованных рынком, в том числе платежной индустрией.
Для участия в AlfaCamp было прислано более 350 заявок и проектов, половина из которых были представлены специалистами из Москвы, а вторая половина разработчиками из других регионов России. Среди участников AlfaCamp – мобильные разработчики, специалисты по обработке «больших данных», проектировщики интерфейсов, предприниматели, в том числе с опытом создания и продажи нескольких бизнесов. Заявки поступали от выпускников мировых ВУЗов, включая Гарвард, и от ученых, включая кандидатов наук, а также участников инкубаторов, акселераторов и специализированных учебных программ таких как ФРИИ, Яндекс Стартап Кемп, Школа анализа данных Яндекса.
Каждую пятницу программисты презентовали свои проекты.
Помимо отдельных специалистов на AlfaCamp подали заявки руководители команд разработчиков и уже существующих бизнесов, в том числе проектов с количеством активных пользователей в сотни тысяч в месяц, заинтересованных в интеграции с банковскими технологиями.
Участие в программе было бесплатное. Жителям регионов спонсировалось проживание и стипендия в размере 15 тысяч рублей. Стипендии начислялись на карты Visa уникального дизайна, выпущенные ограниченным тиражом исключительно для участников этого мероприятия.
AlfaCamp проводился в специально выделенном под программу помещении в центре Москвы, где команды смогли работать в течение 6 недель. Пространство для работы было разбито на отдельные помещения, чтобы команды могли сфокусироваться на своих проектах. В программе AlfaCamp были предусмотрены ежедневные лекции и тренинги, а также встречи с экспертами и менторами Visa и Альфа-Банка, помогающие участникам с разным уровнем готовности проектов показать максимальный прогресс за время мероприятия. Ежедневно с командами проводилась методологическая работа, чтобы помочь командам избежать ошибок при разработке проекта и его запуске. Каждую пятницу в Альфа-Лаборатории проходили демо-дни – участники презентовали свои проекты, обсуждали их с коллегами, получали экспертную оценку. И, в зависимости от вердикта, либо продолжали двигать проект по намеченной колее, либо меняли направление, либо выбывали из участия.
Одно из главных достижений кэмпа - живое общение.
Шесть недель в поиске истины, коллективный труд с утра и до позднего вечера. Работа участников AlfaCamp не ограничивалась кэмпом: на закрытой странице в фейсбуке ребята обсуждали идеи, дискутировали, предлагали решение проблемных моментов.
За шесть недель отсеялась примерно половина проектов, но из AlfaCamp ушли единицы. Многие команды начали сотрудничать друг с другом: те, чей проектне прошел очередной этап, примыкали к оставшимся и продолжать коллективную работу. И ни разу за 6 недель здесь не прозвучало слово «конкуренция». Были похожие проекты, но команды объединялись, работали вместе, и в итоге все оказались в выигрыше.
Горящие глаза и светлые идеи
- В первые дни, когда участники рассказали о своих идеях, у нас возникло желание оставить две-три команды, а остальных отсеять. Большинство проектов были фантазиями школьников на тему «как заработать деньги», - поделился своими впечатлениями куратор AlfaCamp руководитель направления Дмитрий Козлов, - Ребята не проводили исследование рынка, не понимали, как работают финансовые институты. Были идеи и горящие глаза, но не было опоры на финансовые реалии и технологии. По сути, у них был конструктор Лего, из которого легко собрать модель автомобиля, а они с этим набором хотели создать настоящую машину. Задор у многих был такой: соберем, молоточком подрихтуем - и будет ездить!
А спуститься с небес на землю им помогли эксперты, которых Альфа-Банк пригласил на кэмп и дал его участникам возможность получать информацию из первоисточников. Каждый день в AlfaCamp работали эксперты из банка, финансисты, технологи, юристы, а также бизнесмены, чьи идеи превратились в прибыльное дело. Три недели из шести они нескончаемым потоком шли на кэмп, и общение с ними нередко продолжались до самой ночи. Эксперты были нарасхват, и ни один из них не просидел без дела в уголке ни минуты.
С небес – на землю
Общаясь с экспертами, ребята начали понимать финансовые технологии, как работает банк и финансовая сфера. Многие поняли, что направление, которое они выбрали, ведет в тупик. Например, один участник хотел создать сервис по приему банковской карты на мобильный телефон без использования дополнительных устройств. Эта светлая идея была бы интересна, если бы не было многих факторов, связанных с безопасностью, текущим состоянием рынка и тому подобных «подводных камней». Проходя через эти «тернии», участник три раза менял свое направление и в конце концов пришел к тому варианту сервиса, который перспективен и жизнеспособен - производить верификацию с помощью доступного «железного» носителя, например, того же телефона.
- Идея пришлась по душе потенциальным клиентам, и если он ее с нашей или чьей-то помощью сможет вытянуть, то на рынке это будет «взрывная» программа, - рассказал Дмитрий Козлов, -С каждой новой демо-пятницей мы видели все больше хороших, жизнеспособных проектов. Сначала они казались гадкими утятами, но со временем превратились в прекрасных лебедей. Важно, что на кэмпе команды получили вектор движения, необходимую информацию и очень хорошую экспертизу.
В Альфа-Лаборатории - всегда дружеская атмосфера.
Эксперты, которые каждый день работали с участниками кэмпа, говорили им: вы должны выйти в город и пообщаться с пользователями. Ребята выходили «в поля», чтобы узнать – востребована их идея, или нет. Вовремя одного из таких выходов произошел интересный случай. В одной из торговых точек ребята предложили ее владельцу свой сервис. А тот вдруг говорит: вы про AlfaCamp слышали? Я на него заявлялся с этой идеей – не приняли. Организаторы кэмпа, узнав об этом, стали проверять, и действительно, обнаружили заявку. А не попал ее автор на кэмп только потому, что слишком неявно описал свой проект – не понятно было, в чем суть идеи, как и где она может работать.
Кстати, много проектов, над которыми работали участники AlfaCamp - это варианты уже действующих сервисов. Но было среди них парочка таких, которых на рынке нет, и их до сих пор никто не делал.
- Был проект, который после первой демонстрации вызвал недоумение, очень уж было похоже на обман– так все гладко у них выходило. Но оказалось, очень хорошая идея. И ребята очень пробивные. Каждый день подходили ко мне: «нам нужно это, нам с нужно с такими-то экспертами поговорить». Засиживались до полуночи, а накануне демо-дня после закрытия кэмпа они ушли в ближайшее кафе с wiFi и там чуть ли не до утра сидели, что-то программировали, - вспоминает Дмитрий Козлов, - Мы увидели, что все ребята приехали сюда для того, чтобы что-то сделать, а не просто побывать. Можно отучиться, а можно научиться, и вот именно для этого они и пришли на кэмп. Для меня главный критерий нашей работы – отзыв Питера Берга из VISA, который признался, что бывал на многих кэмпах, но у нас - один из лучших.
Реклама