- Андрей, тема медиумов и экстрасенсов все-таки неоднозначная. Тут либо веришь, либо нет. Сомневались, браться ли за этот проект?
- Я давно интересуюсь всем эдаким и эзотерическим. Моя актерская профессия заключается во многом в препарации собственного внутреннего мира. Она связана с самоанализом, с разбором персонажа, пониманием его психики. Самое главное - не забегать слишком далеко, потому что потом можно не вернуться обратно. Известно много случаев, когда люди заигрывались и теряли самих себя. Им становился неинтересен нынешний мир. Лично я склонен думать, что существует и нечто большее того, о чем мы знаем в реальности. И мне хочется приоткрыть «занавесочку», посмотреть: а что же там, за ней, в другом мире? И когда я соглашался вести программу о медиумах, я хотел как раз «поковыряться» в чем-то непонятном. И я, и участники шоу понимали, что будет деление на два лагеря. Мне импонировало, что во главу угла ставится не само шоу как таковое, не соперничество команд, а возможность помочь зрителям, которые обращаются в программу со своими проблемами. Я понимаю, что благими намерениями выстлана дорога в ад… И все же могу сказать, во время съемок реально были случаи, когда людей просто спасали - и это происходило на моих глазах! Думаю, что никаких подстав здесь не было. Это просто невозможно хотя бы потому, что соперники следят друг за другом и обсуждают все действия. Везде есть камеры, обмануть или подтасовать нереально.
Фото: PHOTOXPRESS
- Во время съемок тоже, наверное, творилась всякая чертовщина?
- У меня, например, было так называемое ухо ведущего - маленький динамик, благодаря которому ты постоянно находишься на связи с режиссером. И вот порой мне меняли в нем батарейки по 20 раз за одну смену, хотя обычно вполне хватает одной на две смены. Просто садились - и все, хоть ты тресни! И объяснить это с точки зрения науки невозможно. Звукорежиссеры сходили с ума, но ничего поделать не могли. Так же было и со звуком - ни с того ни с сего вдруг в студии начинало что-то фонить. А что - непонятно. И в конце концов мы поняли, что это проделки участников программы. И я выступил перед ними с просьбой прекратить хулиганить: мол, будете так делать, съемки затянутся - позже пойдете домой. Шутки шутками, но после моих слов подобные вещи прекращались. Хотя порой кто-то там все же позволял себе оторваться.
- Теперь вы нашли ответ на вопрос, существуют ли медиумы или это сплошь шарлатаны?
- Да, медиумы есть на самом деле. Кто-то обладает сверхспособностями в большей, кто-то в меньшей степени. Один слабее, другой сильнее, но они существуют! При этом участники все равно живые люди - со своими эмоциями, увлечениями, намерениями и страстями. И это тоже накладывало определенный отпечаток на ход программы. Был случай, когда одного участника со съемок увезли на «Скорой». Человеку стало физически плохо. В общем, было очень интересно следить за ходом программы, за тем, как люди выполняют свои задания. Я вообще не понимал, как они делают это?! Как можно, грубо говоря, по фотографии какого-то дома, стоящего бог знает где, рассказать, что в нем происходило? Кто там умер, кого убили? Как это? Ну как? Не понимаю! И таких примеров много. Например, в одном из конкурсов участница-медиум подошла к одной из актрис массовки со словами: «Поздравляю вас, вы ждете ребенка!» А та еще сама не в курсе: «Как?!» «Так, - говорит. - Можете сходить к врачу». И все потом подтвердилось! Причем это не было конкурсным заданием - так, попутные мелочи.
По признанию Соколова, он заядлый охотник и рыбак. Фото: EAST NEWS
«Я считаю, что все не случайно»
- Андрей, а вам приходилось когда-нибудь обращаться к медиумам за помощью?
- Да все же мы живые люди! Каждый хоть раз гадал на кофейной гуще или на картах - это же интересно. А по сути - та же магия. Но это все, так сказать, по незнанию. А когда начинаешь осознавать, что однажды придется отвечать за свои поступки, задумываешься: надо ли лезть туда?
- А однажды вы вспоминали, как отказались лететь на самолете, а он потом разбился.
- Да, все это было. Думаю, подобного рода события случаются со всеми. Другое дело, что кто-то обращает внимание на необычные события, а кто-то - нет. Один скажет: «Да и хрен с ним! И спасибо». А кто-то скажет: «О-о-о! Это, братец, провидение!» - и тоже будет прав. Я считаю, что случайностей не бывает и важно уметь делать правильные выводы из того, что с тобой происходит.
При этом я прошу зрителей адекватно воспринимать происходящее на экране. Оторванный палец заново ни у кого не вырастет - чудес не бывает! В программе есть деление на белых и черных магов. Первые используют энергию самого человека, и то - я подчеркиваю - исключительно с его согласия. Это оговорено. Вторые шаманят какими-то своими способами, кто-то на крови или как-то еще. И если ты решаешь обратиться к кому-то из них, надо думать. У нас всегда есть право выбора. Важно не перейти черту и помнить, что просто так ничего не проходит.
- Обычно черное - это зло, белое - это добро. У магов в реальности тоже есть такое деление?
- Отвечу вопросом на вопрос. Если, не дай бог, на кону будет стоять нечто, связанное с вашим ребенком, и нужно будет обратиться к черному магу-чародею, вы пойдете к нему, зная, что он сможет помочь? А я пойду - уверен в этом. Мне абсолютно не важно, какой он - белый или черный. Да хоть буро-малиновый! Если он может помочь, раздумывать не буду.
Дважды в неделю Соколов играет в хоккей в команде артистов «КомАр». Фото: Личный архив Андрея Соколова
«Про меня легенды ходят»
- Над чем вы работаете, помимо программы «Черно-белое»?
- Сейчас я живу в самолетах, поскольку начинаю в Пензе снимать картину по роману Александра Звягинцева «Память осени». Именно там я нашел дом, который идеально подходит для съемок. Это первое. А во-вторых, нас поддержала администрация Пензенской области. Вообще Пенза - намоленная земля. В первый раз я туда попал, когда был в Тарханах на могиле Лермонтова. И после все зацепилось, завязалось и понеслось как снежный ком. И чем больше там бываешь, тем очевиднее становится, что это удивительное место. Там другие люди. В Пензу просто нужно съездить - самому все увидеть и понять...
Словом, снова сажусь в режиссерское кресло. Для меня очень важно, что актерский состав в фильме на 80 процентов состоит из артистов моего родного «Ленкома». Это очень большая гордость и, конечно, ответственность.
- Это будет ваша вторая режиссерская работа в полном метре. Фильм «Артефакт» вышел в 2010 году. А потом - пауза в четыре года.
- Я тогда видеть никого не хотел! Сказал себя: «Не дай бог! Больше никогда!» Но время прошло, шишек оказалось недостаточно. Вот, заново пошел... Дело в том, что снимать надо тогда, когда ты просто не можешь не снимать. Быть актером в этом плане проще: хочешь не хочешь, а все равно на сцену надо выходить. Даже если ты болеешь, сломана рука или нога, все равно будешь работать. А режиссерская работа - это выброс энергии, мыслей, которые у тебя накопились. При этом одного порыва мало, ты еще должен завоевать право на эту работу и обеспечить весь съемочный процесс, потому что без денег никто ничего делать не станет. Когда некоторые из актеров называют свои ставки, у меня как режиссера подскакивают брови!
- Что для вас самое сложное в работе режиссера?
- Когда сталкиваешься с необязательностью и непрофессионализмом. Вот, например, сегодня я был вынужден полтора часа ждать приезда господина реквизитора, который так и не доехал до меня. Хотя он, казалось бы, хочет работать! На фиг мне нужен такой реквизитор?! Я не понимаю таких отговорок, что пробки или что-то там еще.
- Вы в работе перфекционист?
- Конечно. А без этого нельзя. Но, опять же, со мной можно договориться, я иду на компромиссы. Потому что съемки фильма - это в любом случае тандем. Главное, чтобы все на площадке были единомышленниками, потому что иначе ничего не получится.
В программе «Черно-белое» на Первом канале актеру пришлось столкнуться со сверхъестественным и необъяснимым. Фото: Первый канал
- Себе можете позволить проспать, опоздать на самолет?
- Нет. Можете спросить у моих коллег - про меня легенды ходят. Это то, что называется словом «профессионализм».
- С этим реквизитором вы, возможно, попрощаетесь. А приходилось выгонять людей прямо со съемок?
- Пьющих сразу гоню, не раздумывая. Нет ничего страшнее для актера, чем пьющий партнер. Во-первых, он может подставить. Во-вторых, это просто небезопасно, когда рядом с тобой идиот, который ничего не соображает. В-третьих, невозможно положиться на человека, который не выполняет своих обещаний.
- А говорят, что среди актеров алкоголизм - даже и не грех.
- Не соглашусь. Сейчас уже выросло другое поколение, которое ответственно относится к своей профессии и понимает, что здоровье - это деньги. Сейчас модно вести здоровый образ жизни.
- Вы тоже в этом тренде?
- Да. Я, например, играю в хоккей. У нас команда артистов - «КомАр». Тренируемся два раза в неделю. Плюс три раза в неделю у меня бассейн. Я понял, что здоровье небесконечно и рано или поздно нужно расплачиваться за те авансы, которые были выданы. Либо надо подпитывать организм, либо согласиться, что батарейка быстро закончится.
- И как бы свою «батарейку» подзаряжаете?
- Для меня выезд на природу - самое лучшее. В этом году один раз даже за грибами выбрался - насобирал белых и подберезовиков.
- А еще вы охотник.
- Да. Но я не буду дразнить тех, кто читает это интервью, рассказывая им об охоте. Среди уважаемых мною читателей наверняка есть любители природы, зеленые и т. д. Нельзя говорить на японском языке, не зная иероглифов. Чтобы рассказать об охоте так, как о ней писал Тургенев, нужно, чтобы люди были открытыми к теме. А сейчас, к сожалению, наше общество относится к охоте достаточно нетерпимо и агрессивно.
- Кто вас на это дело подсадил?
- Дед. Мне было шесть лет, когда он впервые взял меня на зимнюю рыбалку, а потом пошло-поехало, увлечение переросло в охоту. На самом деле охота и рыбалка - это не пьянка, как показывали в одном известном фильме, а интересное, сложное и интеллектуальное хобби.
- Отдыхаете вы на природе. А в Москве чувствуете себя комфортно?
- Шикарно. Я ведь москвич. Мне все нравится, я люблю этот город.
- А люди обычно жалуются - пробки, суматоха.
- Как говорится, если вас насилуют, расслабьтесь и получайте удовольствие. Напрягает город - переезжай в другое место. Ничего тут не сделаешь...
5 лучших фильмов Андрея Соколова
- «Маленькая Вера» (1988)
- «Палач» (1990)
- «Адвокат» (ТВ, 2003 - 2012)
- «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...» (ТВ, 2004 - 2007)
- «Личные обстоятельства» (ТВ, 2012)
Личное дело
Андрей СОКОЛОВ родился 13 августа 1962 года в Москве. В 1986 году окончил Московский авиационно-технологический институт и поступил на актерский факультет Театрального училища имени Щукина. В 1991 году также окончил вечерние курсы при Институте иностранных языков. С 1990 года - в труппе театра «Ленком». Приобрел известность после фильма «Маленькая Вера». За свою карьеру сыграл более чем в 100 фильмах, среди которых «В городе Сочи темные ночи», «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя», «Потерянный рай», «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...», сериал «Адвокат» и др. Народный артист России. Женат, дочке Софье 4 года.
«Черно-белое»/ Воскресенье/16.55, Первый.