Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Туризм18 декабря 2014 12:20

Роспотребнадзор: Требовать доплату за путевки из-за курсов валют незаконно

В эти дни в Ростуризм с жалобами звонят десятки путешественников: поездки оплатили давным-давно, а турфирмы хотят еще денег
Если у туркомпании не хватает денег, чтобы оплатить ваш отдых по новому курсу - это ее проблемы.

Если у туркомпании не хватает денег, чтобы оплатить ваш отдых по новому курсу - это ее проблемы.

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

"Комсомолка" уже рассказывала о новой проблеме, с которой столкнулись путешественники. В последние дни в Ростуризм поступают десятки звонков с жалобами: туроператоры требуют у своих клиентов денег за оплаченные еще осенью туры!

- Людям предлагают сократить поездку - например, отдыхать неделю вместо двух недель. Или доплатить по новому курсу, - рассказала «КП» пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова. - Альтернативу дают только одну: не нравится, отказывайтесь вообще. Понятно, что туристов это не устраивает - и деньги потеряют, и без долгожданного отпуска останутся. Поэтому чаще всего в итоге доплачивают.

Подобные действия туркомпаний являются противоправными - так оценил ситуацию Роспотребнадзор. Ведомство опубликовало официальное разъяснение для тех, кто столкнулся с требованиями доплатить за новогодний тур из-за падения курса рубля.

Эксперты Роспотребнадзоры ссылаются на пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса. Смысл вот в чем: исполнитель услуги, по идее, может освобождаться "от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом».

Однако при осуществлении предпринимательской деятельности к непреодолимой силе, то есть чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельствам, согласно ГК РФ, не относятся нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств».

То есть, если у туркомпании не хватает денег, чтобы оплатить ваш отдых по новому курсу - это ее проблемы. "Туроператоры должны исполнять соответствующие обязательства перед туристами «надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов» (статья 309 ГК РФ), поскольку в силу положений статьи 310 ГК РФ «односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом», - констатирует Роспотребнадзор.

Между тем, в Российском союзе туриндустрии считают, что каждый случай индивидуален. Если в договоре отпускника с турфирмой записано, что стоимость вояжа привязана к курсу валют - тогда доплаты логичны. Впрочем, такое условие в контракте - большая редкость.

О житейской реальности читалям "Комсомолки" напоминает Анна Гладун, руководитель правового центра «Гладун Консалтинг»:

- Если тур был оплачен стопроценто и тем более несколько месяцев назад, требовать доплату незаконно. Что делать? Жаловаться в Роспотребнадзор, письменно, чтобы вашу жалобу официально зарегистрировали. Но до Нового года результатов проверки вряд ли дождетесь.

Поэтому самый разумный путь сейчас: договориться и пойти на компромисс - сократить время поездки или доплатить какую-то сумму. Это лучше, чем остаться вообще без отдыха. Только сгоряча не отказывайтесь от путевки сами, не пишите заявление, даже если менеджер настаивает! В этом случае суд (если дойдет до него) может расценить ситуацию как ваш добровольный отказ от поездки — и деньги свои вы назад не получите.