Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Общество30 января 2015 13:40

Вопрос цены

Рост цен на продукты питания стал одним из главных вопросов, как для рядовых покупателей, так и для властей
Юлия ГОНЧАРОВА
Рост цен на продукты питания стал одним из главных вопросов.

Рост цен на продукты питания стал одним из главных вопросов.

Фото: Евгения ГУСЕВА

С одной стороны, понятно, почему растут цены на импортные товары – их закупают за валюту, стоимость которой фактически удвоилась за последние несколько месяцев. Но отчего дорожают отечественные продукты?

Были попытки переложить всю вину за стремительное переписывание ценников на торговые сети. Появились даже группы добровольцев, ежедневно обходящих крупные сетевые супермаркеты и фотографирующих прилавки – чтобы, значит, показать всей общественности, как быстро и коварно дорожают самые необходимые продукты. Более того – в ряде регионов прошли прокурорские проверки торговых сетей, в результате которых проверяющие поспешили шокировать общественность: за последние недели цена на некоторые товары выросла более чем на сто, а то и на двести-триста процентов! При этом не пояснялось каким образом анализировались полученные в магазинах данные, на основании какой методики, что с чем сравнивалось, что учитывалось, а что нет. Также как и остался без ответа главный вопрос: кто же в итоге виноват в повышении цен?

Если попытаться понять структуру ценообразования, становится очевидно, что торговые сети – это конечное звено. Ритейл – посредник между производителем и покупателем и, соответственно, постоянно балансирует между их интересами. При этом и себе в убыток никто ни производить товар, ни торговать им не хочет. Можно понять и отечественных производителей – для них сейчас тоже непростые времена: подорожало сырье, растут цены на энергоносители, из-за роста курса иностранной валюты подорожали импортные ингредиенты (которых пока весьма много в рецептуре отечественных продуктов), упаковка, модернизация закупленного импортного оборудования, запчасти к импортной технике, банковские кредиты.

По словам начальника Управления по связям с общественностью X5 Retail Group Владимира Русанова, рост цен в магазинах вызван ростом отпускных цен поставщиков. При этом рост оптовых цен опережает рост цены на полках: средний фактический рост цен на полках магазинов компании ниже, чем рост отпускных цен поставщиков на те же продукты. «Мы делаем все, чтобы снизить цены, так как из-за высокой конкуренции между ритейлерами боремся за привлечение каждого покупателя. Нам выгодно, чтобы у нас были самые низкие цены и покупатели ходили именно к нам. Проводим регулярные закупочные сессии с региональными поставщиками, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение магазинов продукцией по минимальным ценам на рынке, выбираем наилучшие предложения поставщиков в ходе тендеров», - рассказал Русанов.

Чтобы было понятнее, объясним на примерах по средним данным в трех торговых сетях – «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». В период с 1 декабря 2014 года по 26 января оптовые закупочные цены (по которым поставщики продают товар в магазины) выросли так: рис – на 48% (при этом розничная цена поднялась на 39%), спагетти – на 7% (в рознице – на 3%), пшеничная мука – на 64% (в рознице на 37%)… Кроме того, магазины этих сетей вводят дополнительные скидки для самых уязвимых с экономической точки зрения покупателей – пенсионеров.

По данным тех же торговых сетей, «магазинная наценка» (разница между ценой производителя-поставщика и ценой на полке в магазине) по целому ряду самых востребованных продуктов была в последние недели специально снижена. Например, если на 1 декабря 2014 года торговая наценка на пастеризованное молоко составляла 28%, то 26 января 2015 года она снизилась до 17%. Наценка на твердые сыры упала за этот период с 21% до 10%, а на ржаной хлеб с 27% до 5%.

Вопреки сложившемуся стереотипу, что торговля получает сверхприбыли, достаточно изучить статьи расходов торговых сетей и станет понятно, что «наценка» это не вся прибыль торговца, а только выручка. За счет этой выручки торговые сети несут расходы на закупку товара, транспортные расходы, хранение товара на складах, аренду торговых площадей под магазины и склады, оплату коммунальных услуг (электроэнергию, воду, отопление, утилизацию отходов и т.д.), зарплату сотрудникам, строительство новых магазинов и складов, ремонт торговых объектов и техники, охрану. Сюда же добавляется выплата всех налогов в региональные и федеральные бюджеты. Только после всех этих расходов у торговцев остается их чистая прибыль, которая на самом деле составляет всего несколько процентов. И теперь становится понятным, что главное конкурентное преимущество крупных торговых сетей перед отдельными магазинами или мелкими торговыми сетями – покупательский трафик. Чем больше сетевой ритейлер привлечет покупателей в свой магазин, тем больше будет его торговый оборот, тем стабильнее бизнес. Соответственно – конкурентная цена, постоянное развитие (открытие новых магазинов) и постоянный рост потока покупателей - вот три основы этого непростого бизнеса, в котором работают миллионы человек по всей стране.

По словам директора по внешним связям группы компаний «ДИКСИ» Екатерины Куманиной, сегодня все участники рынка розничной торговли единодушны в стремлении минимизировать давление на покупателя и не допустить дефицита:

- Стоимость на полке чаще всего меняется при изменении закупочной цены, на которую влияет множество факторов, например, во многих даже российских продуктах используется импортное сырье, упаковка, стоимость которых зависит от валютных колебаний. Но если для одних производителей намерение повысить цены - это объективная необходимость, обусловленная целым рядом факторов, влияющих на себестоимость продукта; для других - попытка воспользоваться ситуацией нестабильности. Даже в условиях экономической нестабильности, политика ценообразования в сети остается неизменной. Наша компания ориентирована на то, чтобы предлагать покупателям качественные товары по оптимальным ценам. Сеть следует законодательно установленным в ряде областей ограничениям уровня предельно допустимой торговой наценки на отдельные продукты питания. Так, в каждой категории товаров базовой потребительской корзины представлен товар минимальной цены (в сравнении с подобными товарами в этом магазине и с аналогичным товаром в магазинах других сетей), ориентированный на малообеспеченных или экономных покупателей. Да, сеть вынуждена повышать розничные цены вслед за изменением условий поставщиками, однако делает это не симметрично и с максимальной отсрочкой. С начала 2014 года по начало 2015 года наша торговая сеть констатирует опережение роста закупочных цен относительно розничных цен на полках по основной потребительской корзине на 4,6% и на 2,2% в целом по всему ассортименту, при этом наценка на гречку, подсолнечное масло, питьевое молоко, сахарный песок, курицу, пшено, яблоки в разных регионах составляет от 0 до 5%.

Руководитель пресс-службы сети супермаркетов «Азбука вкуса» Андрей Голубков также подтвердил, что их сеть всеми старается сдержать рост цен, насколько это возможно:

- Безусловно, мы также сдерживаем цены, поскольку темпы роста розничных цен в наших супермаркетах ниже темпов роста отпускных цен поставщиков и темпов роста валют (если вести разговор про импортную продукцию). Кроме того, мы определили список социально-значимых товаров (и постоянно расширяем его), на которые делается минимальная наценка (ниже 20%) и поддерживается максимально конкурентная цена. Сейчас этот список включает продукты в таких категориях, как хлеб, молоко и молочные продукты, мясо, птица, рыба, колбаса, яйца, мука, крупы, подсолнечное масло, овощи, фрукты, сахар, соль.

Так, например, 29 января в магазинах этой сети можно было купить муку высшего сорта по 37,8 рублей за килограмм, а яйца 1 категории – по 49,5 рублей за десяток.

Все представители торговых сетей подтвердили свою готовность открыто предоставлять информацию по всем вопросам ценнобразования: покупатели имеют право знать, за что и кому они платят. Кстати, стоит заметить, что в сетевых супермаркетах цены растут все-таки не с такой умопомрачительной скоростью, как, например, на городских рынках или маленьких несетевых магазинах: там рост цен по некоторым позициям составил 400-600%! При этом в большинстве случаев причина такой наценки – также повышение цены поставщиками, а ведь в ряде регионов эти поставщики – фактически занимают монопольное положение.